. Cтатья С.В. Горенской «Пленэр в Мариинске» - 3 Октября 2013 - Управление культуры
Управление культуры Мариинского муниципального округа
Среда, 24.04.2024, 18:13
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

ВДНХ

Афиша событий

Проголосуй

Национальный проект Культура

Культура.Гранты России

День сибирского купечества

Пушкинская карта

Доступная среда

Форма входа

Сайты учреждений культуры Мариинского муниципального округа

Положения областных конкурсов

ВКонтакте

ТВ-передача Новости культуры Мариинска
Новости культуры Мариинска
на канале YouTube







Главная » 2013 » Октябрь » 3 » Cтатья С.В. Горенской «Пленэр в Мариинске»
18:40
Cтатья С.В. Горенской «Пленэр в Мариинске»
   В сентябрьском номере журнала «Юный художник» №9, 2013г. вышла статья под авторством директора, преподавателя по рисунку и живописи Детской художественной школы №10 г. Мариинска Горенской Светланы Васильевны «Пленэр в Мариинске», в которой она делится опытом работы по организации и проведению пленэра в детской художественной школе.
   На страницах журнала размещены красочные этюды учащихся школы, выполненные на пленэре, которые стали настоящим украшением номера.
   Преподаватели школы планируют продолжать сотрудничество с редакцией журнала «Юный художник», и надеются, что в ближайшее время на страницах журнала мы увидим новые статьи преподавателей ДХШ.
                                          Статья ««Пленэр в Мариинске»
     Мы живем на берегу самой чистой реки Кузбасса с красивым названием Кия в старинном сибирском городке Мариинске, который стал музеем под открытым небом. Здание художественной школы - это двухэтажный старинный купеческий особняк, украшенный, словно кружевом, деревянной резьбой, где для детей открываются двери в удивительный мир изобразительного искусства.
       Одним из любимых занятий в школе стал пленэр, где мы уделяем большое внимание урокам на природе.
      С приездом в наш город заслуженного художника России сибирского живописца Г.Г. Горенского поменялось значимость пленэра в нашей школе. Свое творчество он не представлял без этюдов и работы с натуры.
     Геннадий Георгиевич много путешествовал по всей России с рюкзаком и этюдником и из этих путешествий он привозил огромное количество этюдов.
    Сотрудничество педагогов нашей школы с художником-пейзажистом дало невероятный подъем в работе на природе и отношению к этюдам. Геннадий Георгиевич собрал вокруг себя талантливых учеников и выходил с ними на пленэр. И мы, преподаватели школы, были «заражены» энтузиазмом художника, пересмотрели свою работу с учащимися и стали придавать серьезное значение работе на пленэре. В тесном сотрудничестве с Г.Г. Горенским еще ярче засияли наши «звездочки»: Татьяна Андреенкова, Елена Бабич, Анастасия и Екатерина Васильевы, Сергей Акимов, Евгений Торопов и многие другие, влюбленные в искусство дети.
     В 2009 году ушел из жизни замечательный художник и наш любимый педагог Г.Г.Горенский, но в нашей школе постоянно висят его этюды, от которых исходит огромная любовь к живописи и к природе Сибири. Соприкосновение с творчеством Геннадия Георгиевича, где гармонично передается красота окружающего мира и вместе с этим эмоциональное отношение к пейзажу является важным средством воспитания чувства любви к нашей малой Родине.
    Геннадий Георгиевич всегда говорил: «Нужно научить любить своих детей изобразительное искусство и природу, тогда все получится», и мы научили любить. Они с большим нетерпением ждут начала дней, когда мы начнем путешествовать в мире света, цвета, рефлексов, богатства цветовой гармонии, существующей в жизни, расширяя и обогащая свою палитру по удивительному и прекрасному миру природы. Диапазон яркости в природе необычайно велик, и тогда мы начинаем изучать тон, и придаем ему большое значение и как необходимость его применение. Известный художник-педагог Д.Н. Кардовский подчеркивал: «Тон вводит учащегося в технику живописи». Изучение этого мира нам необходимо для познания строгих законов живописи. Эти занятия становятся потребностью для юных художников, ведь изучая природу и архитектуру нашего старинного купеческого городка, сохранившего память о мастерах деревянного зодчества, ребенок учится не только внимательно наблюдать, но и открывать для себя те закономерности, которые помогут ему полнее и выразительнее отобразить окружающий мир и научиться любить свой город с уходящей деревянной и каменной архитектурой.
    Изучая, созерцая, наблюдая и отражая в своих этюдах, зарисовках, набросках окружающий мир, мы влюбляемся в свой городок с тихими улочками со старинными домами, в нашу голубую речку Кию с песчаными берегами, с кустами черемухи и боярышника, ивы и краснотала, в маленькие озерца, заросшие камышом. Это соприкосновение с природой укрепляет дух ребенка, обогащает его внутренний мир. Как хорошо и верно сказал К.Д.Ушинский: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
    На период пленэра к нам приезжают наши выпускники, а ныне студенты Красноярского государственного художественного института, для того чтобы поделиться своими знаниями, приобретаемыми во время учебы. Они дают мастер-классы, вместе с детьми пишут этюды и путешествуют по живописнейшим уголкам родного города. Эти ребята сохранили в душе ту любовь к этюдам и работе с натуры, которую им привили в стенах родной школы. Это особенное чувство останется с ними на всю творческую жизнь.
    А в выставочном зале школы мы проводим выставки преподавателей Красноярского государственного художественного института, выставки великолепных этюдов Г.Г.Горенского, художников-профессионалов из Томска, Кемерова, Новосибирска. Эти выставки дают учащимся школы большое творческое вдохновение и желание передать свои впечатления в работах. Ребята учатся у художников-профессионалов выразительно передавать в этюдах увиденное, видеть красивое в простом.
    Готовясь к пленэру, в течение учебного года мы много копируем этюды, зарисовки, наброски замечательных русских художников И.Репина, И.Левитана, А.Серова, К.Коровина, М. Добужинского и рисунки старых мастеров. Такие задания погружают детей в мир богатейшего наследия искусства, познанию великих школ Возрождения, где графика занимает очень важное место. И тогда наши учащиеся начинают понимать, что может карандаш.
    Значительным событием не только для школы, но и для города стала прекрасная выставка копий шедевров мирового западноевропейского искусства выполненных студентами 3 курсов Красноярского государственного художественного института в залах Эрмитажа. Этой практикой в институте руководит профессор, художник В.Бычинский. Эта выставка прошла под названием «Эрмитаж в Мариинске» и еще ярче подчеркнула значимость копий в воспитании юных художников.
    Возможности карандаша открыла для себя Васильева Анастасия (участница вашего конкурса «Что может карандаш») копируя набросок И.Репина «Крестьянский дворик». С тех пор Настя очень полюбила карандаш, и свою любовь она сумела передать в рисунках, которые были напечатаны в вашем журнале. Ею были выполнены удивительно красивые иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет».
     Перед началом летней практики дети делятся на две группы: младшие дети занимаются с преподавателем Л.Тороповой по основной программе пленэра с определенным количеством часов; другая, жаждущая писать этюды, продолжает работать еще две недели с преподавателем С.Горенской. Занятия проводим в августе, когда природа в своем многоцветии полностью расцветает в своей зрелости, когда солнечный свет пронизывает кустарники, перелески, когда цвет в природе становится разнообразнее и богаче, и все это создает неисчерпаемую гармонию красок.
    Проведение летней практики в августе обеспечивает успех занятиям в классе в сентябре, когда ребенок не только обогащает палитру, но и приобретает новый багаж знаний, а проснувшееся вдохновение на пленэре помогает созревшему замыслу в пейзажной композиции. Мы считаем хорошим и результативным опытом связывать август с сентябрем, потому что заряд творческого потенциала у юных художников не успевает ослабевать.
    Темы композиций, которыми завершается пленэр, обозначаются в начале занятий. Общая тема пленэра «Мой родной город» подразделяется на темы: 1 класс - «На лесной поляне», 2 класс- «Природа моего края», 3 класс_- «Наш город-город зодчих», 4 класс - «Мой край родной», 5 класс- «Пейзажная живопись».
    В первом классе в примерный тематический план для занятий входят: этюды цветов и трав, зарисовки листьев разных пород деревьев, зарисовки и этюды цветущих растений в среде, этюды стволов деревьев, чучел птиц на фоне травы, зарисовки и этюды разных пород деревьев, зарисовки людей, животных, этюд кустарника, ветки яблони и т.д. И завершаем пленэр композицией «На лесной поляне». Работа выполняется акварелью. На всех этапах работы обращаем внимание на выразительность композиции листа.
   Во 2 классе продолжаем углубленно изучать природу и свой край. Дети учатся выразительно передавать характер растений, деревьев, городских улочек, старых домов. Изучаем деревянное зодчество: рисуем наличники, резные железные сливы, карнизы домов, выполняем зарисовки домашних животных и птиц, изучаем влияние воздушной перспективы на тональную цветовую характеристику предметов. Учащиеся работают над проработкой отдельных деталей предметов. В работе акварелью овладеваем приемами письма «по-сырому», и навыками многослойной живописи, расширяем цветовую палитру. Прослеживаем влияния времени дня, погоды на цветовую характеристику предметов. Учимся писать пейзажные этюды, изображаем воду с лодками, отражениями неба, кустов и деревьев в ней. Наброски и зарисовки, рассчитанные на 15-20 минут чередуем с длительными занятиями. Постоянно прослеживаем организацию листа, тональность, характер изображаемых предметов. Завершаем занятия композицией «Мой край» с использованием зарисовок, этюдов, набросков.
    В 3 классе продолжаем изучать воздушную и линейную перспективу, роль тона и цвета, и света в изображении предмета, особенности изображения деревянной и каменной архитектуры нашего города-музея и связь их с окружающей средой. Дети знакомятся не только с памятниками архитектуры, связью с их историческим прошлым, узнают имена и фамилии купцов, построивших эти дома, и родом их занятий, изучают орнамент резьбы наличников с их символами. Работа на пленэре завершается композицией на историческую тему городского пейзажа. На занятиях в сентябре эту тему продолжают с углубленным изучением культуры и быта купеческого сословия, костюмов того времени, используя старые музейные фотографии. Работы выполняются по желанию акварелью или гуашью. Во время работы над композицией уделяется большое внимание выразительности и форэскизам.
    В 4 классе расширяется представление учащихся об окружающей действительности, закрепляются основные понятия о законах пленэра, где летняя практика служит сбором материала по композиции на тему «Наш город - город-музей под открытым небом». На основе избранной темы и собранного на пленэре материала, разрабатываются эскизы в графической и живописной техниках. Дети самостоятельно выбирают сюжет, учатся выделять из общей массы впечатлений наиболее интересное и типичное; используя знание всех законов и средств композиции, приемов раскрытия содержания; применяют контрасты в цвете, тоне, ритме движения.
    Для углубления знаний и навыков, приобретенных ранее, в 5 классе большее количество часов отводится пейзажной живописи – этюдам. Начинаем работать маслом на картоне и холсте. Робкие шаги укрепляем изучением последовательной работе в этой технике. С этюдов в августе переходим на занятия в сентябрь, пишем головки и фигуру человека с живой натуры. На протяжении года не забываем гуашь, акварель, пастель. Пишем и рисуем более творческие и сложные натюрморты. И здесь, как всегда, пленэр нам оказывает свои незаменимые услуги: цветовое решение становится богаче, дети начинают понимать значение света, тона и колорита в решении световоздушной среды.
Просмотров: 1075 | Добавил: vlad | Рейтинг: 1.0/1
Поиск

Контакты
Управление культуры
администрации Мариинского муниципального округа

652150, г. Мариинск,
улица Трудовая, 2
Тел - факс (838443) 5-78-23;
Е-mail: kultura-mar@yandex.ru

Сайт Министерства культуры Российской Федерации
Сайт Министерства культуры Российской Федерации

Сайт Министерства культуры и национальной политики Кузбасса
Сайт Министерства культуры и национальной политики Кузбасса

Сайт Центра народного творчества Кузбасса
Сайт Центра народного творчества Кузбасса

Официальный интернет-портал правовой информации
Официальный интернет-портал правовой информации

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Официальный сайт для размещения информации
о государственных (муниципальных) учреждениях

Портал государственные услуги

Полезные ссылки
  • Сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
  • Поручения Президента
  • Сайт Государственной Филармонии Кузбасса
  • Сайт Кемеровской областной научной библиотеки имени В.Д.Федорова
  • Электронный каталог Кемеровской областной научной библиотеки имени В.Д.Федорова
  • Сайт Администрации Мариинского округа

  • Пирогранд


    Маршрутом Чехова

    Памятные даты военной истории России

    Сообщить об ошибке
    Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz