27 января исполняется 75 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Но сколько бы лет не прошло, подвиг ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе. Именно к этой дате сотрудниками Городской библиотеки им. В.А. Чивилихина для девятиклассников гимназии №2 был подготовлен патриотический час «Театр в квадрате обстрела». Выбор темы не случаен – 2019 год объявлен в России Годом театра. 900 дней длилась блокада Ленинграда, он стал фронтовым городом с первого дня войны. Шло формирование народного ополчения. Ленинградская творческая интеллигенция (актеры, музыканты, художники, архитекторы) работала на всех участках этого великого народного строительства обороны страны. Театральные портные шили обмундирование для уходящих на фронт бойцов. Композиторы сочиняли песни и марши для воинских частей и актерских фронтовых бригад. В первые недели войны вследствие быстрого продвижения фашистских войск остро встал вопрос о сохранении художественных ценностей Ленинграда. Были сформированы бригады, которые занимались погрузкой в вагоны эвакуируемого имущества. В срочном порядке вывозились ценные картины и экспонаты музеев. Ещё одна немаловажная задача - сделать неузнаваемыми очертания города, погасить далеко идущие отблески сиявшей позолоты, скрыть уникальные здания, жизненно важные объекты города. Маскировка была выполнена в основном работниками искусства. В результате многие здания при помощи огромной сети, на которую нашивали большие раскрашенные аппликации, были превращены в открытую поляну и лесной массив. Голод, холод, мучения, смерть близких и родных... Однако голос искусства не умолк… В Ленинграде продолжалась интенсивная театрально-концертная жизнь. Театры продолжали работать. В них не только шли спектакли текущего репертуара, но и создавался новый, патриотический репертуар, вдохновляющий ленинградцев на борьбу с фашизмом. Театры продолжали работать и тогда, когда их здания выходили из строя или подвергались особой опасности. Актеры перемещались в залы эвакуированных театров и на новом месте продолжали ставить свои спектакли. Работа театров на стационарах прекратилась в декабре 1941 года, когда в городе погас свет. Однако коллективы театральных работников продолжали выступать в воинских частях и в госпиталях. Патриотическая тема в годы войны была основной и в творчестве ленинградских композиторов. Примером тому служит величайшее произведение Дмитрия Шостаковича симфония №7, которая называлась «Ленинградская». Первую часть он написал еще до войны, а вторую уже в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года она прозвучала в блокадном Ленинграде. Это произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, которые считали город мёртвым. Творческие работники Ленинграда были заняты не только своей профессией, они совмещали ее с обязанностями защитников города, и в любой момент готовы были встать с оружием в руках. Искусство осажденного Ленинграда стало символом неистребимой воли к жизни, горячей веры русских людей в грядущую победу над ненавистным врагом.