Полюбить природу… Какие простые и в то же время, полные смысла слова. Ребенок может любить маму и папу, бабушку и дедушку, своих сестер и братьев, может любить домашних животных, то есть любить конкретно кого-то. А как полюбить природу? Как стать ей другом? Как примет она эту дружбу? Обо всем этом надо начинать говорить с детьми как можно раньше. Воспитание экологической культуры давно уже стало одним из важнейших направлений в работе Библиотеки для детей и юношества. Экологическое просвещение в библиотеке приобретает новые формы, которые усиливают эмоциональное воздействие на юных читателей, поскольку сочетают в себе вопросы охраны природы, творчество и книги. В начале 2016 года на базе 2 «В» класса Гимназии №2 (кл. руководитель Черепанова Ольга Сергеевна) сотрудники библиотеки открыли Школу природолюбия «Календаренок». Это будет экологический проект, который поможет ребятам усвоить азы экологической культуры, ведь младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для ее формирования. Школьники вместе с библиотекарями и преподавателем будут наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в природе, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Познавая ее секреты и тайны, научатся понимать, хранить и беречь природу. На каждом занятии ребята будут называть себя по имени месяца. В январе они были январятами, в феврале – февралятами и т.д. В классе библиотекари оформили тематический уголок, где будет помещаться вся информация по эко-урокам. Это и информационные эко-листовки «Про природу и погоду», и рисунки ребят о природе, и природоведческие викторины, и календарь погоды, который дети с удовольствием каждый день заполняют. На первом занятии библиотекарь Лилия Свизева рассказала второклассникам, как люди придумали календарь, о том, почему тот или иной месяц так называется, и как их называли в старину. Поговорили о приметах января, послушали интересные факты из жизни зверей и птиц, которые зимуют в лесу. А еще к ребятам приходила Сорока Матрена, которая принесла с собой вести из зимнего леса, да только все перепутала. Она попросила ребят найти неточности в ее рассказе, ведь ей приходится много летать, со всеми «болтать», может быть, чего и напутала. А напутала Сорока в своем рассказе много: и про снегирей с птенчиками, и про жабу в ледяной речке… Ребята ее поправляли, показывая свои знания о зимней природе. В конце занятия библиотекарь предложила ребятам ответить на вопросы «Снежной викторины» и викторины от Снеговика. На следующем эко-уроке будут подведены итоги этих викторин, и победитель получит приз, который дожидается его в библиотечном Уголке природы. Там сейчас оформлена зимняя экспозиция, посвященная Всемирному дню снега (24 января) и Дню Снеговика в России (28 февраля). Хочется надеяться, что занимаясь в Школе природолюбия, ребята научатся понимать и правильно оценивать свои взаимоотношения с природой, творчески с ней общаться, будут стремиться сохранять ту красоту, которая их окружает.
2 февраля библиограф Библиотеки для детей и юношества Юлия Иванова провела для второклассников Гимназии №2 библиотечный урок по творчеству писателей – натуралистов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Ю.Дмитриева и др. Этот урок состоялся в рамках работы Школы природолюбия «Календаренок». Февралята, как называют себя ученики этой «Школы» в этом месяце, познакомились с жизнью и творчеством писателей, которые наделены каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Ребята вместе с библиотекарем совершили заочную лесную прогулку в зимний лес, который так хорошо описывал в своих произведениях писатель – натуралист. Они зачитывали отрывки из «Книги зимы» и «Лесной газеты», рассказывали о своих впечатлениях от зимних прогулок, которые совершали сами, рассматривали картинки со следами животных и птиц, отвечали на вопросы о животных, зимующих в наших лесах. Библиотекарь предложила ребятам сравнить, как описывают зиму разные писатели. Для этого школьники прочитали отрывки из произведений Г.Скребицкого, Ю.Дмитриева и К.Паустовского и сделали вывод, что каждый писатель по-своему видит красоту зимней природы и пишет о ней вдохновенно, с любовью и со знанием дела. Ведь все они буквально влюблены в природу, к чему и призывают своих юных читателей. Ребята с интересом прочитали и обсудили рассказ В.Бианки «Кому законы не писаны». Всем известен лесной закон: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю. Но этот закон не писан…клестам, которые выводят птенцов зимой. Школьники с интересом послушали рассказ об этой необычной птице, а затем поделились своими знаниями о зимующих лесных обитателях. Заканчивая урок в «Школе природолюбия», библиотекарь пожелала ребятам прочитать книги не только тех писателей, с которыми она их познакомила, но и произведения других писателей – натуралистов, а их много: Е. Чарушин, В. Чаплина, Г. Снегирев, Д. Даррел, И. Акимушкин и др. Читать книги о природе всегда интересно, ведь постигая ее тайны, узнавая что-то новое для себя из жизни растений и животных, человек еще больше осознает себя ее частью. Хорошо бы всегда помнить народную пословицу: «Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей». На добро следует воздавать добром. Так будем же все добры к земле своей, ведь каждый из нас ответственен перед ней – и взрослый, и ребенок, потому что каждый оставляет свой след на земле.
|