Для пятиклассников Гимназии №2 сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества продолжают библиотечно-краеведческий цикл занятий на тему «Профессии старого города». На первом занятии ребята познакомились с профессией гувернера, а так же узнали о том, как и чему учились гимназисты первой Мариинской гимназии в начале 20 века. Очередной краеведческий урок был посвящен двум профессиям – дворника и извозчика. Если дворники встречаются до сих пор и, кстати, очень востребованы, то профессия извозчика себя, конечно же, совсем изжила. На слайдах ребята увидели фотографии старого Мариинска, на которых хорошо видно, как по Большой Московской улице (нынче это улица Ленина) извозчики управляют пролетками, одноколками, едут на телегах, возах и пр. Интересный факт: оказывается, на улицах нашего города летом извозчиков было гораздо меньше, чем зимой. Куда же они пропадали? На этот вопрос попробовали ответить сами ребята, но все же, мало кто догадался, что в извозчики большей частью шли крестьяне. Летом они работали на полях, а вот зимой, когда в деревне работы почти не было, отправлялись на «извозный промысел». Много еще интересного про это занятие рассказала пятиклассникам библиотекарь Татьяна Недосеева, после чего разговор коснулся профессии дворника. И к ребятам, действительно, вышел…дворник. Он был одет почти так же, как в давние времена, еще на нем был длинный белый фартук, он был с метлой в руках и со свистком на шее. Он рассказал о том, что еще царь Алексей Михайлович повелел, чтобы в каждом дворе был свой дворник, который бы занимался «всяким дворовым делом, починками и прочим». В нашем городе, как и во всей старой России, дворников очень уважали. Они были мастерами на все руки: подметали и поливали улицы, убирали мусор, зимой счищали лед и убирали снег, пилили и кололи дрова, а затем разносили их по квартирам. И если насчет дров сегодня современным детям слышать совсем непривычно, то насчет снега, они согласны, что нынешней зимой дворникам приходится очень трудно – снег валит почти каждый день, а убирать его нужно своевременно. Дворник рассказал ребятам и о некоторых курьезных случаях, которые происходили с ним во время работы, и о том, как дворники «делали весну», и как помогали полиции следить за подозрительными личностями, а так же о том, какое жалованье они получали. Пятиклассники слушали с большим интересом, задавали вопросы по ходу беседы, на которые вместе с библиотекарем старались найти ответ. А чтобы найти этот ответ, нужно много читать, интересоваться историей, особенно историей родного города, своего края. Такие краеведческие уроки в библиотеке дают возможность прикоснуться к прошлому, такому далекому и такому близкому, если им по-настоящему заинтересовать своих читателей. |