В сентябрьском номере журнала «Юный художник» №9, 2013г. вышла статья под авторством директора, преподавателя по рисунку и живописи Детской художественной школы №10 г. Мариинска Горенской Светланы Васильевны «Пленэр в Мариинске», в которой она делится опытом работы по организации и проведению пленэра в детской художественной школе. На страницах журнала размещены красочные этюды учащихся школы, выполненные на пленэре, которые стали настоящим украшением номера. Преподаватели школы планируют продолжать сотрудничество с редакцией журнала «Юный художник», и надеются, что в ближайшее время на страницах журнала мы увидим новые статьи преподавателей ДХШ. Статья ««Пленэр в Мариинске» Мы живем на берегу самой чистой реки Кузбасса с красивым названием Кия в старинном сибирском городке Мариинске, который стал музеем под открытым небом. Здание художественной школы - это двухэтажный старинный купеческий особняк, украшенный, словно кружевом, деревянной резьбой, где для детей открываются двери в удивительный мир изобразительного искусства. Одним из любимых занятий в школе стал пленэр, где мы уделяем большое внимание урокам на природе. С приездом в наш город заслуженного художника России сибирского живописца Г.Г. Горенского поменялось значимость пленэра в нашей школе. Свое творчество он не представлял без этюдов и работы с натуры. Геннадий Георгиевич много путешествовал по всей России с рюкзаком и этюдником и из этих путешествий он привозил огромное количество этюдов. Сотрудничество педагогов нашей школы с художником-пейзажистом дало невероятный подъем в работе на природе и отношению к этюдам. Геннадий Георгиевич собрал вокруг себя талантливых учеников и выходил с ними на пленэр. И мы, преподаватели школы, были «заражены» энтузиазмом художника, пересмотрели свою работу с учащимися и стали придавать серьезное значение работе на пленэре. В тесном сотрудничестве с Г.Г. Горенским еще ярче засияли наши «звездочки»: Татьяна Андреенкова, Елена Бабич, Анастасия и Екатерина Васильевы, Сергей Акимов, Евгений Торопов и многие другие, влюбленные в искусство дети. В 2009 году ушел из жизни замечательный художник и наш любимый педагог Г.Г.Горенский, но в нашей школе постоянно висят его этюды, от которых исходит огромная любовь к живописи и к природе Сибири. Соприкосновение с творчеством Геннадия Георгиевича, где гармонично передается красота окружающего мира и вместе с этим эмоциональное отношение к пейзажу является важным средством воспитания чувства любви к нашей малой Родине. Геннадий Георгиевич всегда говорил: «Нужно научить любить своих детей изобразительное искусство и природу, тогда все получится», и мы научили любить. Они с большим нетерпением ждут начала дней, когда мы начнем путешествовать в мире света, цвета, рефлексов, богатства цветовой гармонии, существующей в жизни, расширяя и обогащая свою палитру по удивительному и прекрасному миру природы. Диапазон яркости в природе необычайно велик, и тогда мы начинаем изучать тон, и придаем ему большое значение и как необходимость его применение. Известный художник-педагог Д.Н. Кардовский подчеркивал: «Тон вводит учащегося в технику живописи». Изучение этого мира нам необходимо для познания строгих законов живописи. Эти занятия становятся потребностью для юных художников, ведь изучая природу и архитектуру нашего старинного купеческого городка, сохранившего память о мастерах деревянного зодчества, ребенок учится не только внимательно наблюдать, но и открывать для себя те закономерности, которые помогут ему полнее и выразительнее отобразить окружающий мир и научиться любить свой город с уходящей деревянной и каменной архитектурой. Изучая, созерцая, наблюдая и отражая в своих этюдах, зарисовках, набросках окружающий мир, мы влюбляемся в свой городок с тихими улочками со старинными домами, в нашу голубую речку Кию с песчаными берегами, с кустами черемухи и боярышника, ивы и краснотала, в маленькие озерца, заросшие камышом. Это соприкосновение с природой укрепляет дух ребенка, обогащает его внутренний мир. Как хорошо и верно сказал К.Д.Ушинский: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». На период пленэра к нам приезжают наши выпускники, а ныне студенты Красноярского государственного художественного института, для того чтобы поделиться своими знаниями, приобретаемыми во время учебы. Они дают мастер-классы, вместе с детьми пишут этюды и путешествуют по живописнейшим уголкам родного города. Эти ребята сохранили в душе ту любовь к этюдам и работе с натуры, которую им привили в стенах родной школы. Это особенное чувство останется с ними на всю творческую жизнь. А в выставочном зале школы мы проводим выставки преподавателей Красноярского государственного художественного института, выставки великолепных этюдов Г.Г.Горенского, художников-профессионалов из Томска, Кемерова, Новосибирска. Эти выставки дают учащимся школы большое творческое вдохновение и желание передать свои впечатления в работах. Ребята учатся у художников-профессионалов выразительно передавать в этюдах увиденное, видеть красивое в простом. Готовясь к пленэру, в течение учебного года мы много копируем этюды, зарисовки, наброски замечательных русских художников И.Репина, И.Левитана, А.Серова, К.Коровина, М. Добужинского и рисунки старых мастеров. Такие задания погружают детей в мир богатейшего наследия искусства, познанию великих школ Возрождения, где графика занимает очень важное место. И тогда наши учащиеся начинают понимать, что может карандаш. Значительным событием не только для школы, но и для города стала прекрасная выставка копий шедевров мирового западноевропейского искусства выполненных студентами 3 курсов Красноярского государственного художественного института в залах Эрмитажа. Этой практикой в институте руководит профессор, художник В.Бычинский. Эта выставка прошла под названием «Эрмитаж в Мариинске» и еще ярче подчеркнула значимость копий в воспитании юных художников. Возможности карандаша открыла для себя Васильева Анастасия (участница вашего конкурса «Что может карандаш») копируя набросок И.Репина «Крестьянский дворик». С тех пор Настя очень полюбила карандаш, и свою любовь она сумела передать в рисунках, которые были напечатаны в вашем журнале. Ею были выполнены удивительно красивые иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет». Перед началом летней практики дети делятся на две группы: младшие дети занимаются с преподавателем Л.Тороповой по основной программе пленэра с определенным количеством часов; другая, жаждущая писать этюды, продолжает работать еще две недели с преподавателем С.Горенской. Занятия проводим в августе, когда природа в своем многоцветии полностью расцветает в своей зрелости, когда солнечный свет пронизывает кустарники, перелески, когда цвет в природе становится разнообразнее и богаче, и все это создает неисчерпаемую гармонию красок. Проведение летней практики в августе обеспечивает успех занятиям в классе в сентябре, когда ребенок не только обогащает палитру, но и приобретает новый багаж знаний, а проснувшееся вдохновение на пленэре помогает созревшему замыслу в пейзажной композиции. Мы считаем хорошим и результативным опытом связывать август с сентябрем, потому что заряд творческого потенциала у юных художников не успевает ослабевать. Темы композиций, которыми завершается пленэр, обозначаются в начале занятий. Общая тема пленэра «Мой родной город» подразделяется на темы: 1 класс - «На лесной поляне», 2 класс- «Природа моего края», 3 класс_- «Наш город-город зодчих», 4 класс - «Мой край родной», 5 класс- «Пейзажная живопись». В первом классе в примерный тематический план для занятий входят: этюды цветов и трав, зарисовки листьев разных пород деревьев, зарисовки и этюды цветущих растений в среде, этюды стволов деревьев, чучел птиц на фоне травы, зарисовки и этюды разных пород деревьев, зарисовки людей, животных, этюд кустарника, ветки яблони и т.д. И завершаем пленэр композицией «На лесной поляне». Работа выполняется акварелью. На всех этапах работы обращаем внимание на выразительность композиции листа. Во 2 классе продолжаем углубленно изучать природу и свой край. Дети учатся выразительно передавать характер растений, деревьев, городских улочек, старых домов. Изучаем деревянное зодчество: рисуем наличники, резные железные сливы, карнизы домов, выполняем зарисовки домашних животных и птиц, изучаем влияние воздушной перспективы на тональную цветовую характеристику предметов. Учащиеся работают над проработкой отдельных деталей предметов. В работе акварелью овладеваем приемами письма «по-сырому», и навыками многослойной живописи, расширяем цветовую палитру. Прослеживаем влияния времени дня, погоды на цветовую характеристику предметов. Учимся писать пейзажные этюды, изображаем воду с лодками, отражениями неба, кустов и деревьев в ней. Наброски и зарисовки, рассчитанные на 15-20 минут чередуем с длительными занятиями. Постоянно прослеживаем организацию листа, тональность, характер изображаемых предметов. Завершаем занятия композицией «Мой край» с использованием зарисовок, этюдов, набросков. В 3 классе продолжаем изучать воздушную и линейную перспективу, роль тона и цвета, и света в изображении предмета, особенности изображения деревянной и каменной архитектуры нашего города-музея и связь их с окружающей средой. Дети знакомятся не только с памятниками архитектуры, связью с их историческим прошлым, узнают имена и фамилии купцов, построивших эти дома, и родом их занятий, изучают орнамент резьбы наличников с их символами. Работа на пленэре завершается композицией на историческую тему городского пейзажа. На занятиях в сентябре эту тему продолжают с углубленным изучением культуры и быта купеческого сословия, костюмов того времени, используя старые музейные фотографии. Работы выполняются по желанию акварелью или гуашью. Во время работы над композицией уделяется большое внимание выразительности и форэскизам. В 4 классе расширяется представление учащихся об окружающей действительности, закрепляются основные понятия о законах пленэра, где летняя практика служит сбором материала по композиции на тему «Наш город - город-музей под открытым небом». На основе избранной темы и собранного на пленэре материала, разрабатываются эскизы в графической и живописной техниках. Дети самостоятельно выбирают сюжет, учатся выделять из общей массы впечатлений наиболее интересное и типичное; используя знание всех законов и средств композиции, приемов раскрытия содержания; применяют контрасты в цвете, тоне, ритме движения. Для углубления знаний и навыков, приобретенных ранее, в 5 классе большее количество часов отводится пейзажной живописи – этюдам. Начинаем работать маслом на картоне и холсте. Робкие шаги укрепляем изучением последовательной работе в этой технике. С этюдов в августе переходим на занятия в сентябрь, пишем головки и фигуру человека с живой натуры. На протяжении года не забываем гуашь, акварель, пастель. Пишем и рисуем более творческие и сложные натюрморты. И здесь, как всегда, пленэр нам оказывает свои незаменимые услуги: цветовое решение становится богаче, дети начинают понимать значение света, тона и колорита в решении световоздушной среды.